ЖИЗНЬ В ДРЕВНЕМ ИЗРАИЛЕ
На
фоне пышной роскоши древнего Египта, Вавилона и Ассирии бытовая жизнь древнего
Израиля может показаться серой и однообразной. Действительно, её не сравнить ни
с золотым великолепием Трои, ни с изяществом Египта времён Тутанхамона и
очаровательной Нефертити. Но неужели израильтяне прозябали в беспросветно,
унылом существовании, не скрашенном никакими развлечениями?
Отнюдь нет…
Рецепты
приготовления благовоний из растений археологи обнаруживают под развалинами
стен, в остатках аристократических домов и царских дворцов. Советы специалистов
по производству благовоний высоко ценились. Для смешивания ингридиентов
применялись ступки с пестиками; их делали из слоновой кости, известняка, а
порой из дорогого алебастра. Духи хранили в маленьких бутылочках из обожжённой
глины. В более крупных сосудах и кувшинах держали благовония, разведённые
оливковым маслом. Оливковое масло считалось полезным для кожи и волос. Им
пользовались даже бедняки ( конечно, без ароматических добавок и дорогостоящих
компонентов ), поскольку оливковые рощи в Палестине встречались в огромном
изобилии.
Омовение водой входило в Израиле в традицию. Израильтяне умывались до и после
еды, мыли ноги гостям, пришедшим в дом, и ежевечерне мылись сами.
Многочисленные библейские свидетельства этого обычая подтверждаются найденными
при раскопках каменными чашами, тазиками и глиняными умывальниками. Для купания
израильтяне пользовались мылом, которое делали из растений и различных
минералов.
Известно, что народ древнего Израиля питал склонность к ярким краскам.
Израильтяне окрашивали свою одежду и стены домов, а израильские женщины
пользовались красочным макияжем.
В
Ветхом Завете встречаются упоминания о подушках, на которых восседали за
столом, но о кровати в современном смысле этого слова не говорится нигде:
кровать была редким предметом роскоши в древнем Израиле.
В Израиле с кроватями были знакомы только аристократы. Постелью простолюдина
был плащ, в который он заворачивался на ночь. Это отражено и в
законодательстве, где говорится, что «постель» человека можно принять в залог,
но только на дневное время: ночью её следовало возвратить. В 1959 г. благодаря
счастливой случайности в развалинах Явне-Яма, к югу от Тель-Авива, был
обнаружен уникальный документ, где зафиксирован реальный случай принятия плаща
в качестве залога.
Такой плащ представлял собой шерстяное покрывало и служил для самых
разнообразных целей. Он не только защищал от холода и использовался как
постель, но мог также служить подстилкой и ковром.
Нас
выводит из себя шум и грохот нашего века автомобилей из техники, и мы нередко
мечтаем о возврате тишины и покоя старых добрых времён. Но была ли жизнь
древнего Израиля спокойнее, чем быт современного европейца.
Вместо рёва динамиков и громкоговорителей окрестности израильских шатров и
построек оглашал грохот мельничных жерновов. Мельницы работали от рассвета до
заката, перемалывая зерно на муку. Этот процесс был похож на работу
совре-менных кофемолок, но был несравнимо более труден. Чтобы ворочать тяжёлый
жернов, требовалось много сил.
Кампании протеста, то и дело возникающие по поводу повышенного уровня шума в
крупных городах, в те давние времена были бы просто невозможны. Если бы умолкли
мельничные жернова, в стране воцарился бы голод. В видении Иеремии,
предсказывающего ужасы, которые ждут народ Израиля в период Вавилонского плена,
говорится: «И прекращу у них голос радости и голос веселия, голос жениха и
голос невесты, звук жерновов и свет светильника. И вся земля эта будет пустынею
и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет».
Комментарии
Отправить комментарий